Могу с большой долей вероятности утверждать, что в первую очередь при покупке квартиры мы задумываемся о цене. А уже затем мы думаем о том, как будем добираться до квартиры, близость различных магазинов, детских садом, школ и прочее. А вот интересно часто ли при покупке квартиры жители Саратова задумываются об экологической обстановке, того места где приобретается квартира. Ведь это напрямую связано с нашим здоровьем.
Из статистического опроса жителей Саратова, можно сделать вывод, что наиболее загрязненным, худшим для проживания является Заводской район, а более престижным Волжский, в особенности район набережной.
Так ли это на сомом деле? На этот вопрос отвечает Валентина Васильевна Зыкова, специалист комплексной химической лаборатории по мониторингу окружающей среды ГУ «Саратовский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», аэрохимик первой категории:
«Состояние здоровья граждан во многом зависит от того, чем они дышат. Не секрет, что с развитием всевозможных производств, увеличением количества автомашин на наших дорогах, сокращение зеленых насаждений в черте города состояние воздуха далеко не улучшилось. Наше предприятие уже много лет контролирует состояние атмосферного воздуха Саратова, ведет наблюдения на шести стационарных постах государственной службы наблюдения, которые расположены в Заводском (рядом с авиационным заводом и в районе 20-го квартала), Ленинском (недалеко от жирокомбината и Техстекло), кировском (вблизи Сенного рынка) и в Волжском (ул. Октябрьская) районах. Кроме этого, проводятся выездные проверки. Собранные нами данные показывают, что последние несколько лет экологическая ситуация в городе изменилась. Но больший вред сегодня приносят не промышленные предприятия (хотя на некоторых из них до сих пор нет необходимого очистного оборудования, и они позволяют себе осуществлять вредоносные выбросы в атмосферу), а автомобили, вернее, выхлопные газы, интенсивнее всего образующиеся во время заторов, пробок. Сказываются и особенности саратовских дорог, вернее, их отсутствие, и как следствие – огромное количество пыли. Нельзя упомянуть и о повсеместных свалках, которые для нашего города стали практически нормой. Если проанализировать данные прошлого года и начало 2007-го, можно сделать вывод: наиболее не благополучные по экологии, проще говоря, самые загрязнённые – центральные районы Саратова, особенно Кировский. Причин тому несколько. Во-первых, они находятся в низине, в котловине (сказывается географические особенности нашего города.). Воздушные массы здесь очень плохо проветривается, застаиваются. В центре находится скопление дорог, узлов. К сожалению, в Саратове узкие дороги, с низкой пропускной способностью. Количество транспорта с каждым годом увеличивается. Результат - заторы, во время которых как раз и происходят массовые выбросы вредных веществ в атмосферу (машины ведь газуют). И, наконец, ещё одна причина – в центре очень мало зеленых насаждений. На втором месте по количеству вредных примесей в воздухе стоят Ленинский и Заводской районы. Кстати, они равноценны: показатели загрязнений у них практически одинаковы. Немало их в Октябрьском районе. Однако там, к сожалению, нет стационарного экологического поста.
Какой же район можно назвать экологически чистым, и если такой в Саратове?
Есть. Наиболее благополучный с этой точки зрения считается Юбилейный поселок – он занимает первое место. Плюсов здесь много, на возвышении. Как результат – хорошая проветриваемость. Здесь проходит автотрасса, но она широкая, в хорошем состоянии, находится на достаточном расстоянии от жилых домов. Положительный момент в том, что в Юбилейном поселке нет никаких производств. Более того, к нему близко расположены садовые участки с массой зеленых насаждений. По рассказам жителей, в Юбилейном поселке даже зайцы не редкость. А вот представить себе пробегающего, к примеру, в центре города или районе проспекта Строителей зайца довольно сложно. Это молодой поселок и строился он (и, кстати, продолжает строится) с учетом новейших требований, к примеру, к плотности застройки. Да если задуматься, инфраструктура здесь (школы, детские сады, магазины, кафе и т.д.) хорошо развита. В городе есть и другие относительно благополучные места. Хорошие экологические показатели у Октябрьского ущелья (Фрунзенский район), сказывается возвышенная местность и близость леса; у набережной (положительное влияние Волги).
Приведем лишь несколько сравнений: одной из наиболее частных вредных примесей является пыль. Её предельно допустимая концентрация (ПДК) 0,5 мг/м³. По среднем показателям за последние годы в Саратове повышений ПДК не было. Однако если брать отдельные месяцы, то, к примеру, в Заводском районе (пост №1) в апреле 2005 года отмечалось двух кратное превышение – 0,1 мг/м³, а в Ленинском (пост №6) – 0,8 мг/м³. Максимальный показатель диоксида азота (примеси 3-го класса опасности) в Волжском районе был в июне прошлого года – 0,22 мг/м³., а в Кировском а июле – 1,4 мг/м³ - это при предельно допустимой концентрации в 0,2 мг/м³. Помимо этих веществ чего только не встретишь в воздухе диоксид серы, растворимые сульфаты, оксид углерода, оксид азота, фенол, формальдегид, цианид водорода, аммиак, гидрохлорид, сероводород – всем этим мы дышим.»
Подтверждает предыдущие высказывания и Владимир Зиновьевич Макаров, доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой географии и ландшафтной экологии, заведующий лабораторией урбоэкологии СГУ имени Чернышевского:
«Саратов очень интересный город с точки зрения ландшафта. Его абсолютные отметки +15 до +300 метров над уровнем моря, причем эти точки удалены друг от друга всего лишь на 2,5 кв.м. .Что нам это дает? Прекрасный вид с Соколовой, Лысой гор и… плохую проветриваемость воздуха в котловине – центральных районах. Как следствие – их загрязненность. Не так давно заводы и фабрики, к сожалению, становились не только гордостью страны, но и наиболее агрессивными источниками загрязнения окружающей среды. Изучение материалов, раскрывающих историю формирования крупных городов с развитой промышленностью, показало, что не благополучная экологическая обстановка в них непосредственно связана с формированием проблемных территорий, нежелательным сближением жилых районов производственных зон. Сегодня многие предприятия не работают, многие соблюдают все нормы. Однако нельзя совсем не учитывать отрицательное воздействие промышленных выбросов. Хотя влияние на состояние атмосферы транспорта сегодня действительно самое высокое.»
замена дверных замков